Что-то застопорилось у меня с написанием последней части нашего путешествия. Попытки проанализировать это состояние приводят к размышлениям на тему во-первых лени (хе-хе), а во-вторых — отсутствия четкого понимания, «с чего начать». Давайте попробуем с банального: «Утром, наскоро позавтракав» или «За окном было холодно и пасмурно»…
Итак, ПИРАМИДЫ!
Облазив за последние несколько лет практически все значимые развалюхи Северного полушария, могу с уверенностью сказать, что Пирамиды произвели на меня самое сильное впечатление. И дело вовсе не в таинственности и мистичности, окутывающих единственное из сохранившихся на Земле Чудес Света. Просто, глядя на Пирамиды, абстрактно — нагромождение камней друг на друга, сложно поверить, что это СДЕЛАНО. Намеренно опускаю принадлежность «КЕМ», чтобы не уводить читателя от основного повествования. Кстати, вот все эти «гигантские летающие болгарки» и прочее снобистское бурчание: «Фигня эти ваши Пирамиды, человек такого сделать не мог, это инопланетяне». И что? Это _сделано_ и сделано это _разумом_. Разве этих аргументов не достаточно, чтобы прижать свой снобизм и удивиться величию этих сооружений? 🙂
Первый раз мы попали на Пирамиды в 2013 году. Об этой поездке можно почитать _здесь_. Поездка получилась спонтанной и на Пирамиды мы именно «попали» — не вовремя и без подготовки. Комплекс был уже закрыт и мы нашли какого-то местного хлыща, который за какие-то бешеные, по тем временам, деньги провел нас на территорию. Мы, прячась за барханами от полицейских, скакали от одной груды кирпичей к другой и пытались в короткие секунды передышки сфотографировать торчащие ближе к горизонту пирамиды. Разумеется, ни о каком «забраться вовнутрь» не могло быть и речи. Поэтому в этот раз мы подготовились основательно, решив посвятить посещению Пирамид первую половину дня.
Совсем немного для справки: Тот самый комплекс, Пирамиды которого являются последним из Семи Чудес Света, находится на плато Гиза, в окрестностях Каира. Строго говоря, разросшийся Каир поглотил Гизу и поэтому провести четкую границу достаточно сложно. В Комплексе находятся Три больших Пирамиды — Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура). В былые века Гиза была северным кладбищем Мемфиса — древнеегипетского города, являющимся, по сути, предшественником Каира. На Плато Гиза, кроме Пирамид, находятся так же Музей Солнечной Ладьи, на которой, по преданию, Фараон должен был путешествовать по загробному миру, а так же Большой Сфинкс — Стражник вечного покоя погребенных фараонов.
Самая большая из трех — Пирамида Хеопса (Хуфу) — второго фараона IV Династии Древнего царства Египта.
Размер основания — 230 метров. Изначальная высота 146, сегодня — 139. На вершине пирамиды стоит сооружение, напоминающее геодезическую вышку и призванное обозначить первоначальную высоту Пирамиды. Изначально Пирамида Хуфу была облицована белым известняком, однако впоследствии жители окрестных деревень и городов растащили облицовку для строительства домов. В качестве версии, немного оправдывающей своих предков-вандалов, египтяне утверждают, что изначально облицовка обвалилась в результате сильного землетрясения и только потом ее разобрали для строительства.
Фараон Хафра, сын Хеопса, отдавая дань уважения к своему отцу, заказал строительство пирамиды меньших размеров: по основанию 210 метров и по высоте 144 (136,4 на сегодняшний момент) метра. Вершину Пирамиды венчает «шапка» сохранившейся облицовки, позволяющая представить, как выглядела Пирамида изначально. К сожалению, облицовка Пирамиды находится в весьма плачевном состоянии и доступ на ее вершину запрещен даже для историков и ученых. Да и вход в саму Пирамиду на сегодняшний день закрыт.
И, наконец, третья Пирамида Микерина (Менкаура) — сына Хефрена, заметно меньше остальных, вход в нее открыт, но вокруг нее заметно меньше туристов, да и внутри она намного менее интересна, чем Пирамида Хуфу.
Как я говорил немного выше, мы приехали к Пирамидам во второй раз и, конечно же, впечатление было немного смазано: тот, первый раз, видя пирамиды еще из окна такси, в голове проносились мысли: «Ух ты!» «Вот это да!» и прочие, упоминать которые я не стану исключительно по соображениям цензуры :). В это посещение эмоции немного улеглись, я был даже несколько расстроен тем, что в прошлый раз Пирамиды «были намного выше и величественнее», однако отсутствие эйфории позволило детально рассмотреть и Пирамиды, и камни, из которых они построены и, не спеша, прогуляться по плато Гиза, выбирая наиболее интересные ракурсы для фотосъемки.
Конечно же, несмотря на высокую (по местным меркам) стоимость, мы не смогли отказаться от того, чтобы проникнуть внутрь Пирамиды Хуфу. Входной билет в комплекс (2017 год) стоит 80 фунтов, Вход в Пирамиду — 200. Умножить на три — и на эти деньги можно вполне неплохо питаться фалафелем целый месяц. Однако, перевод в рубли или доллары хорошо лечит бездумно квакающую жабу и приходит понимание, что хотя бы раз в жизни посетить Пирамиду Хеопса все же стоит. К сожалению, большинство коридоров и камер Пирамиды на сегодняшний день закрыты для посещения и приходится довольствоваться имеющимся проходом, вырытым в древние века расхитителями гробниц и ведущим к основной галерее, которая приведет нас к Погребальной камере фараона. Вопреки расхожему мнению, что там темно, сыро, душно и тесно — нам было достаточно комфортно перемещаться внутри коридоров, лампы подсвечивали дорогу, а деревянные настилы с прибитыми поперечными брусками упрощали подъем.
По правилам Комплекса, войти в Пирамиду можно только в первой половине дня и ограниченному количеству экскурсантов. Однако нам повезло и по времени, и по погоде, и по политической обстановке — туристических автобусов было крайне мало и мы без проблем купили билеты и проникли внутрь Пирамиды. Так же здесь действует запрет на фото-видеосъемку: аппаратуру стремятся изымать при входе, но, как я уже говорил в статье про Александрию — учитывая возможности современных гаджетов, запрет носит исключительно формальный характер: коридор периодически освещался вспышками ай- и прочих -фонов. Нам так же удалось сделать несколько «шпионских» снимков. Не буду детально описывать ни коридор, ни саму погребальную камеру — лучше один раз увидеть. замечу лишь, что само проникновение вглубь Пирамиды сплошь окутано загадочностью и таинственностью.
Выбравшись на поверхность, мы сели в поджидавшую нас машину и отправились на обзорную площадку, откуда было видно все три Великие Пирамиды комплекса. Так же, на горизонте, в дымке виднелись пирамиды Саккары, на которые мы обязательно съездим в следующее посещение Каира.
Следующей остановкой в Комплексе был Погребальный храм и Великий Сфинкс, охраняющий Пирамиды. Самая распространенная легенда о Сфинксе — его построили одновременно с пирамидой Хефрена и во имя этого фараона. Однако альтернативные исследователи утверждают, что Великий Сфинкс пережил чуть ли не Всемирный Потоп. У традиционных Египтологов подобные утверждения вызывают разве что улыбку. Разнятся так же истории об утрате Сфинксом носа и бороды: одни утверждают, что нос ему отстрелили французские солдаты во время Египетской Авантюры Наполеона, развлекаясь стрельбой из пушек на меткость, другие же выдвигают гипотезы, что разрушение лика Сфинкса связано с ветровой эрозией. В средние века Сфинкс почти полностью скрывался под песками; путешественники и исследователи в своих записях рассказывали о «Колоссальной голове, выступающей из-под земли», однако начале XX века британский исследователь занялся раскопками, надеясь найти «несметные сокровища, спрятанные около Сфинкса», о которых ходили многочисленные легенды среди местных жителей. В результате этой авантюры Сфинкс был расчищен, легенды о сокровищах оказались фейком 🙂
Несколько удивительным показалась пропускная система к Сфинксу: для того, чтобы попасть в Комплекс Пирамид, надо приобрести билет. Для того, чтобы попасть к Сфинксу, расположенном в этом комплексе, надо снова предъявить все тот же билет. Возможно — очередной атавизм, а возможно — существуют какие-то бесплатные дырки для попадания в Комплекс.
Конечно же, сфинкс великолепен и для фотографов вряд ли существует «идеальный ракурс» для съемки Сфинкса. Каждый человек с фотоаппаратом, считающий себя Творцом, сможет найти свою уникальную композицию, сочетая профиль сфинкса с задним фоном Комплекса.
Однако, время не резиновое и нам пора отправляться в путь. Мы не зашли в музей Солнечной Ладьи и не спустились в Пирамиду Микерина, оставив эти посещения «на потом».
Следующей (и конечной) остановкой была Каирская Цитадель, строительство которой было начато в 1176 году правителем Египта Салах Ад Дином, более известным, как Саладин. Второе название Каирской цитадели — Цитадель Саладина. Строилось укрепление для обороны от крестоносцев, однако по завершении строительства с крестоносцами удалось заключить перемирие, так цитадель никогда не использовалась по своему прямому назначению — защите города.
Последующие же правители и наместники Египта строили здесь свои резиденции и мечети. Самым известным сооружением на территории Цитадели является Мечеть Мохаммеда Али, известная так же, как «Алебастровая мечеть». Так же на территории находятся несколько музеев, самыми значимыми из которых являются военный музей и музей полиции. Мохаммед Али задумал построить мечеть, которая была бы краше всех, возведенных ранее и это ему удалось: сегодня минареты и купол мечети стали настоящей эмблемой Каира.
Путешественники, побывавшие в Стамбуле, безусловно найдут сходство Мечети Мохаммеда Али с Софийским Собором, мечетью Султанахмет и другими подобными сооружениями. Два «турецких» минарета мечети, заостренные, как карандаши, долгое время являлись самыми высокими в Каире, пока на острове Гезира не построили Каирскую телебашню, о которой я упоминал ранее. Молитвенный зал достаточно большой, как и в большинстве стамбульских мечетей, мирхаб отделан золотом, а тело Мухаммеда Али покоится в белом саркофаге за золоченой узорной решеткой.
Рядом с мечетью обзорная площадка, откуда открывается вид на большой Каир и, если повезет с погодой, на горизонте можно увидеть очертания Великих Пирамид.
Обойдя мечеть, мы попадаем на площадь, откуда можно попасть в Музей полиции или Военный музей.
Военный музей был закрыт на реконструкцию, о чем сообщала табличка при входе, однако под открытым небом располагается выставка тяжелого вооружения: мортиры, пушки, зенитные орудия, несколько танков от американских М-60 до родной советской «Тэтридцатьчетверки», Советские истребитель-бомбардировщик Су-7Б, МиГ-21 и несколько учебных самолетов.
Экспозиция музея полиции состоит, в основном, из «простреленных революционных штанов красноармейца Железняка и маузера тов. Дзержинского», коими изобилуют большинство региональных музеев во всем мире. Музей полиции так же не отличается шедевральностью: маузеры и наганы, ятаганы и сабли, изъятые у населения. Даже крышечка от пивной бутылки, которая являлась меркой у драг-дилера. Фотографировать в музее запрещено, да и особо нечего. Немного отдельно стоит тюремное помещение с внутренним двориком, в который выходят узенькие дверцы камер. В некоторых камерах сидят «узники» — гипсовые фигуры в арестантской одежде. Не зная, что там «кто-то есть», можно отпрянуть от неожиданности, увидев смотрящего на тебя человека, когда глаза привыкнут к темноте.
После Цитадели мы отправились домой. Наши друзья оставались еще на сутки, а мы поужинав и покурив шиши, пошли на автобусную станцию.
До Дахаба оставалось 10 часов 🙂
Все части:
Александрия-Каир
Каир, день первый