Путешествие на гору Моисея
Многие знают, что я делаю экскурсии в Монастырь Святой Екатерины и на гору Моисея несколько отличные от тех, что предлагаются в Дахабе и Шарм-Эль-Шейхе многочисленными турфирмами.
Ни для кого не секрет, что стандартные экскурсии, связанные с подъемом на гору Моисея, полны тягот и лишений и неспроста высмеяны такими монстрами от сатиры и юмора, как М. Задорнов и Масяня. Ну, действительно, глядя со стороны на несчастных, взятых в оборот прямо с пляжа Шармовских туристов, просто слеза наворачивается при виде их шортиков, коротких юбочек и туфелек на шпильках в месте, где даже летом по ночам температура может опуститься ниже +15.
Сонные, голодные и измученные туристы, проклиная тех, кто их уговорил на это восхождение, карабкаются на вершину Горы, в стремлении встретить рассвет и наконец-то расстаться со всеми многочисленными грехами — доверчивых туристов вкрадчиво информируют, что если забраться на гору Моисея и встретить там рассвет, то им будут отпущены ВСЕ грехи. Упуская при этом, что подниматься надо не по верблюжьему маршруту, а по тропе Покаяния, состоящей из более чем 3000 ступеней. И на каждой ступеньке — каяться, каяться, каяться. Впрочем данный аспект – вопрос веры, не готов сейчас рассуждать на данную тему.
Итак, выехав из Дахаба – Шарма, экскурсант часам к двум ночи добирается к подножию горы Моисея, его прикрепляют к организованной группе, дают проводника и он, в компании 30-40 таких же бедолаг отправляется в путь, то и дело подгоняемый криками проводника «Ромашшшка!!», «Нашшша рашшша!!!» и другими смешными идентами группы. Где-то за час полтора до восхода эта группа добирается почти до вершины, и заходит в гостеприимное кафе, где их ожидает «чайкофекаркаде». Именно так, в одно слово. Далее проводник оставляет своих подопечных и залезает на лавку досыпать, предоставив им возможность в одиночку штурмануть последние 200 ступеней до цели. Кто-то умудряется встречать рассвет, глядя на Запад, ну да это и не важно.
Встретив рассвет, вся толпа идет вниз в монастырь — посмотреть на куст Неопалимой Купины – место, где Господь впервые явился Моисею. Сам монастырь в эти часы работает в экскурсионном режиме: Служба не проходит, везде снуют гиды и рассказывают различные небылицы, одна другой фантастичнее. В отель люди добираются ближе к полудню, ложатся до вечера спать, а на следующий день жалуются на боли в ногах и спине. Наиболее удачливые хватают простуду.
Ну, да не в этом дело – речь не о том. Просто общаясь с очередным потенциальным клиентом — часто слышишь одно и то же: «Гора Моисея? Неееее! Мы наслышаны! Холодно, темно, хочется спать, никто ничего не объясняет и непонятно, куда идти»… Отчасти они правы, однако, как известно, не все фломастеры одинаковые, поэтому учитывая минусы вышеописанной программы, а так же пожелания клиентов, родился следующий продукт:
Мы выезжаем из Дахаба приблизительно в 14-00 с таким расчетом, чтобы попасть к вечерней Службе. Перед началом Службы на колокольне монастыря звонят в колокола – дар Русской православной церкви Синайскому монастырю. Насколько мне известно, монастырь Святой Екатерины – единственный в арабской стране, которому разрешен колокольный звон. Служба проводится на греческом языке. По окончанию службы, как правило, выносят мощи Святой Екатерины и дарят серебряные колечки в знак поклонения мощам. После этого нам открывают сокровищницу и мы можем увидеть такие раритеты, как икону «Христос — Пантократор», датируемую VI веком и считающуюся первой иконой с изображением Иисуса, редчайшую мозаичную икону XII века «Богоматерь с младенцем», охранную грамоту от Пророка Магомета, бронзовый крест Моисея, датируемый VI веком и множество других ценных экспонатов.
Выйдя в шесть вечера из монастыря, мы пьем чай и отправляемся в дорогу. Группы, как правило, немногочисленны – 4-6, реже 8-10 человек, не больше. Это обусловлено в первую очередь безопасностью, а так же вместимостью минибаса: основную информацию, связанную с экскурсией, я рассказываю в автобусе. Путь наверх со всеми остановками и передышками занимает от двух до двух с половиной часов – мы поднимаемся в полном одиночестве и никто не мешает выбирать тот темп, который нам удобен. За всю дорогу преодолевается перепад порядка 700 метров и около 6 километров пути, включая 750 ступеней до места нашей ночевки.
Наверху нас ожидает все то же гостеприимное кафе, с той лишь разницей, что вместо блюда с названием «чайкофекаркаде», нам подают вкуснейший ужин, заказанный ранее на определенное количество персон. После ужина и разговоров ложимся спать. Раньше мы спали под открытым небом, рассматривая звезды. Это было очень романтично, однако в зимнее время случаются отрицательные температуры и из-за этого немного подмерзает нос. За остальные части тела можно не беспокоиться, ибо я поднимаю с собой спальники, которые защищают от ветра и создают ощущение чистоты, а сверху заботливо накрываю гостей одеялами. Однако сейчас мы пользуемся палатками и спим с несоизмеримо большим комфортом, хотя и не видим перед сном звездного неба.
С утра просыпаемся, поднимаемся на гору, я завожу свою группу в укромное местечко, где можно уютно расположиться на принесенном одеяле и, ни на кого не отвлекаясь, встречать рассвет.
Спустившись на место нашей ночевки, мы завтракаем, пьем чай, прощаемся с гостеприимными хозяевами и отправляемся в обратный путь. Как правило, мы спускаемся по тропе Покаяния, проходим немало интересных мест – арок, камней, пейзажей и скорость нашего спуска сильно зависит от количества фотографов в группе.
Однако, за три года проведения этой экскурсии и более 100 подъемов, маршрут спуска изрядно поднадоел и был разработан новый, не менее интересный трек с прогулкой по горам, спуском к монастырскому саду, переходом в соседнее ущелье, посещением зверофермы с чУдными зверьками, которых местные бедуины называют «вабрами», игрой и пением на народных музыкальных инструментах, сделанных из старой железной канистры, трех палок и стальной проволоки и многим-многим другим.