Спонсор поездки «Иншаалла-Турз» совместно с «Маалеш-трэвел»
Информационный спонсор: «Бокра-ТВ»
Бокра-ТВ: «Узнай завтра, что было вчера»
Очередное планирование нашего необдуманного, на первый взгляд, путешествия — удивительным образом соотнеслось с вот уже которым месяцем Дахабского ничегонеделания.
Изначально мы хотели дешево сгонять в Люксор, но, подсчитав бюджет на троих, а также количество возможных «иншаалла» — решили отложить поездку до более благоприятных времен.
Однако, в месте, по-научному называющемуся musculus gluteus maximus, уже привычно засвербило желание Перемен и Путешествий, и мы устремили свои взоры в сторону Каира и Александрии. В этом желании мы очень удачно совпали с нашими друзьями Джином и Катей Лукьяненко. Однако, чтобы строго не зависеть от бюджета и темпа, договорились планировать поездку без привязки друг к другу. В итоге ребята полетели на самолете в Каир с последующей стыковкой на поезд до Александрии, а мы взяли билеты на «прямой» автобус в Александрию из Дахаба.
Тут у нас появился новый перевозчик Go-Bus, который предлагает три основных уровня комфорта по разным направлениям. Из Дахаба можно уехать в Шарм, Каир и Александрию. Александрия предлагается по 165 Египетских фунтов (~10$) и это единственное предложение в данном направлении. На сайте перевозчика можно посмотреть актуальные цены в Каир и Шарм-эль-Шейх. Наш автобус считался «повышенной комфортности» и, кроме доставки из пункта «А» в «Б», предлагал просмотр фильмов с арабским подстрочником, а так же откидные столики и туалет. Публика, кстати, подобралась вполне приличная, никто не хрустел вонючими семечками, не исторгал запах немытого тела или, наоборот, удушливой парфюмерии, что обычно является непременным атрибутом в большинстве египетских автобусов.
Менеджер в Офисе Go-Bus клятвенно пообещал нам, что вся поездка продлится не более 10 часов и, выехав в 19-30, мы прибудем к месту назначения не позже 5 утра, однако это было безбожное вранье: само расстояние до Александрии по навигатору определялось около 800 километров и странно было бы рассчитывать на среднюю скорость автобуса в 80 км/ч с учетом всех проверок и остановок. Мы, конечно же понадеялись на чудо и просчитались: автобус прибыл на автовокзал Александрии в 8 часов утра. Это было несколько критично для нас и вылезла первая ошибка: рассчитывая на приезд в 5 утра, мы забронировали отель с предыдущего дня, понимая, что так рано утром делать в городе особенно нечего и можно немного поспать.
Конечно же, заселившись в отель в 9, ни о каком отдыхе и сне не могло быть и речи и мы, зачекинившись и заплатив дополнительно за предыдущие сутки, отправились в город. Возвращаясь немного назад, хочется отметить, что тринадцатичасовая поездка на автобусе достаточно утомительна. Затекают ноги, шея, болит задница :). Если у нас появится желание повторить похожий трип, то скорее всего, мы поедем на автобусе до Каира, а оттуда пересядем на поезд до Александрии. По времени и деньгам получается практически то же самое, но смена обстановки и вида транспорта немного скрашивает время, проведенное в пути. Кроме прочего, автобус прибывает не в обозначенную на карте сайта go-bus точку, а на автостанцию, от которой пришлось добираться на такси. Мы залезли в убитую «копейку» Жигули (на стеклах которой я увидел год производства — 1982), договорились с водителем и минут через 20 городской автотолчеи были около отеля. Фасад отеля сильно отличался от заявленного на букинге, но внутри нас ждал неплохой, по египетским меркам, полулюкс, а так же плотный завтрак и приветливый персонал.
Итак, мы в Александрии, задача-минимум — Катакомбы, Александрийский маяк и Александрийская Библиотека. С учетом недавнего посещения Родоса, Крита, Афин и Рима — тема греко-римских развалин для нас практически закрыта и остальные достопримечательности мы решили посетить по остаточному принципу — если случайно забредем. Навигатор сообщил нам, что до Катакомб немногим более километра и мы, сверившись с направлением, неспешно пошли по утренней Александрийской улочке к нашей первой цели — Катакомбам. Город просыпался, повсюду раздавались автомобильные сигналы, крики зазывал и громкие удары молотком о металл, по которым мы безошибочно определили, что «привезли газ». Жители города, завидев наши куртки, приветливо кричали HELLO, пытались заговорить традиционными фразами «How are you», «What is your name?» и «where are you from?», однако услышав в ответ «Сабах эль хир», «Кулю тамам» и «Ана масри» (доброе утро, все хорошо, я египтянин), немного цепенели и отпускали нас с миром.
Мимо проносились гремящие трамваи, Жигули первых моделей, старые Зилы, повозки, запряженные осликами, и все было бы совсем хорошо, если бы не холодрыга и надвигающаяся грозовая туча. К холоду мы были неплохо подготовлены — теплые пуховики с капюшонами захватили не зря, а вот зонтик, наверное, был бы нелишним, однако Природа оказалась к нам милостива и все заряды дождей проходили либо когда мы перемещались на авто, либо во время посещения очередных подземелий.
И все же, хоть это было и не совсем по плану, первой мы нашли Колонну Помпея, похожих на которую, в огромном количестве насмотрелись в Греции и Италии. Вход стоил 30 фунтов для взрослых и 15 для студентов, однако, сумев уболтать служителей комплекса, что мы, де, локалы и резиденты, нам продали билеты вдвое дешевле — по локал-прайсу. Надо сказать, что сделать это нам удалось лишь единожды за всю нашу поездку 🙂
Сам комплекс достаточно скромен и представляет собой большей частью наземные раскопки древнего храма Серапеума, построенного при Птолемее III (~230д.н.э) и разрушенного христианами в 392 году. В центре комплекса высится античная Колонна Помпея, являющаяся сохранившейся частью храма, рядом с которой примостился небольших размеров Сфинкс, а вокруг разбросаны остатки Римских строений. За забором комплекса стеной высятся жилые здания разных эпох и сильно диссонируют с античной местностью. На поверхность в нескольких местах выходят из земли зарешеченные круглые вентиляционные шахты, что предполагает наличие подземелья, но поиски привели нас к глухо заколоченной деревянной двери непрезентабельного вида и мы немного расстроились от того, что не сможем попасть внутрь. Однако, кто ищет, тот всегда найдет и в укромном углублении были найдены еще две двери, которые привели нас в подземелье, являющееся святилищем храма. Коридоры и галереи простирались на несколько десятков метров в разные стороны. В некоторых ответвлениях не горел свет, но у нас с собой были фонарики и впечатления усилились таинственным и неизведанным 🙂
Выбравшись на поверхность, мы отправились искать «те самые катакомбы» под названием Ком-Эль-Шуккафа, которые были обнаружены «совершенно случайно» — в начале XX века в них провалилась повозка с осликом. Когда ослика спасли, обнаружили колодец с уходящей под землю лестницей. Само название переводится, как «Курган Осколков» — в катакомбах устраивали поминальные обряды и, согласно традиции, не уносили посуду с собой, а разбивали ее тут же. Подземные галереи и залы катакомб были усыпаны горами осколков.
По пути в Ком-Эль-Шуккафа нас все так же радостно приветствовали горожане, видимо долгое время не встречавшие туристов в своих местах. Позировали, предлагали сфотографировать их или сами хотели сфотографироваться с нами, что давно уже получило название «фото с обезьянкой» 🙂
В конечном итоге мы добрались до Катакомб, где у нас поотнимали фото и видеотехнику. На мой взгляд, это является каким-то атавизмом — практически любой современный мобильник снимает зачастую не хуже отобранной мыльницы. Вход в катакомбы представляет собой круглый крытый павильон с дырявой крышей. Дождь на улице усилился и мы были рады возможности нырнуть внутрь. Чтобы попасть в катакомбы, надо спуститься вниз по лестнице, опоясывающей большой колодец диаметром метров 5-7. На нижнем уровне — разветвленная система галерей и залов с гробницами. Самая нижняя часть затоплена прозрачной водой сантиметров на 15-20, но судя по деревянным мосткам — воды бывает прилично больше. С собой желательно взять хороший фонарик — удаленные галереи не освещены и видно, что экскурсии там не проводятся, но вместе с этим никто и не запрещает пробраться туда. Однако стоит быть предельно осторожным: в некоторых местах под ногами зияют дыры, глубиной по три-пять метров. В одном из залов расположен деревянный саркофаг со стеклянной крышкой, доверху набитый костями от какого-то крупного рогатого скота. Можно так же спуститься по винтовым ступенькам совсем вниз и попасть к полузатопленной узкой галерее, но там без фонарика совершенно точно нечего делать.
В древности катакомбы являлись многоуровневым некрополем с системой галерей, залов, лестниц и с большой трапезной для проведения церемоний прощания с усопшим.
Вдосталь полазив по древним катакомбам, мы выбрались наверх и увидели стрелку с надписью «KEEP OUT». Разумеется, нам непременно стОило туда попасть. Мы спустились по каменной полуразрушенной лестнице и увидели огромную каверну, закрытую решеткой. Внутри хранились ящики с теми самыми пронумерованными древними глиняными черепками. На этом осмотр катакомб можно было считать окончательно завершенным.
Очередной заряд дождя мы переждали под каким-то навесом, но вскоре дождь утих и мы поймали симпатичный желтый «Тук-тук», коих в Александрии, в отличие от того же Каира — великое множество. Драйвер долго отказывался нас везти к Маяку, как мы поняли, из-за запрета проезда по набережной, но, как говорится, «20 фунтов — это 20 фунтов» и он, придумав в голове план объезда, радостно повез нас какими-то совершенными трущобами и «жопами Мира». Радость драйвера выражалась в лихом обгоне грузовиков, опасном разъезде с встречными легковушками и ежесекундными сигналами перебегающим дорогу пешеходам, а в те редкие секунды, когда никого вокруг не было, он вилял рулем из стороны в сторону, норовя опрокинуть свой и без того неустойчивый вид транспорта. Словом, всем видом показывал, что хлеб свой ест не зря и 20 фунтов отрабатывает с лихвой. К моему удивлению, взял деньги, на которые мы изначально договорились, не требуя extracharge в пятикратном размере, пожелал хорошего дня и так же весело ускакал восвояси. Мы же прошли по набережной, миновали повозки, запряженные лошадьми и попутно поинтересовались ценником на извоз, планируя впоследствии добраться от /как бы/ Маяка к /как бы/ Библиотеке «на лошадке». Цена колебалась от 60 до 100 фунтов за час извоза, что нас вполне устраивало.
Александрийский Маяк, Седьмое чудо света античного мира, был построен в 283 году д.н.э. и до XII века благополучно светил заходящим в бухту кораблям. Однако позднее бухта начала заметно заиливаться, маяк пришел в упадок и в XIV веке был полностью уничтожен землетрясением. Впоследствии обломки маяка частично пошли на строительство Цитадели Кайт-Бэй, возведенной на его месте.
Цитадель Кайт-Бэй как оказалось, не имеет отношения ни к кайтингу, ни к «бухте». В 1477 году мамлюкский султан Аль-Ашраф Саиф аль-Дин Кайт-Бей заложил на месте руин маяка крепость, призванную оборонять северные рубежи Египта от турок, и мечеть внутри неё. Но все равно, я считаю, каждый уважающий себя кайтер должен хотя бы раз в жизни… Ну, Вы поняли 😉 Кстати, с волнишкой здесь все в порядке.
Цитадель представляет собой мощное фортификационное сооружение с пустыми глазницами бойниц, хранилищем для воды, мощной крепостной стеной, башнями и трехэтажной замком. Во дворе на возвышениях расставлены пушки и разбит небольшой газон. Собственно, подобные сооружения с небольшими вариациями можно встретить практически в любой местности, подвергавшейся в древности нападениям с моря. Но все равно — мощь и величие крепости поражает, а даже самая скромная фантазия позволяет сквозь бойницу увидеть на горизонте эскадру неприятеля.
Отдельно стоит упомянуть о входе в подземное хранилище питьевой воды: в крепости есть колодцы, сквозь которые виден свет, но сколько мы не искали, лестницы или входа на нижний этаж не обнаружили. На улице же, слева от крепости была найдена неприметная лестница, спустившись по которой мы попали в водохранилище. Судя по малому количеству «наскальной живописи» и мусора, находят эту лестницу немногие 🙂
Покинув цитадель, мы направились к выходу, готовые отбиваться от уличных торговцев классическим «Ма фиш фулюс», но на набережной нас подловил водитель кобылы, который буквально растекся елеем по асфальту, лишь бы мы поехали именно с ним.
Так как это не противоречило нашим планам, мы согласились, но начитавшись в Интернете и будучи предупрежденными друзьями о коварстве александрийских извозчиков, решили уточнить все детали оплаты на месте. Драйвер изворачивался как мог, обещая, что «приедем — договоримся», «какие счеты между своими», «Да что тут ехать — копейки» и прочую таксистскую хрень, однако я был непреклонен и вместо того, чтобы уйти, все же выдавил из него цену в 80 фунтов, что зафиксировал пятью растопыренными пальцами на правой и тремя на левой руке. Поездка была неспешной, драйвер услужливо рассказывал нам по-арабски о красотах и достопримечательностях родного города (правда, мог бы для приличия выучить несколько фраз по-английски, впрочем, и тут он был недалеко от наших таксистов работающих в международных воздушных гаванях), норовил куда-нибудь свернуть, сообщая, что там непременный «тамам» и «перфект». Мы гнули свое и сообщали, что около Библиотеки у нас важная встреча и мы никак не можем опаздывать. Однако после того как мы вышли и, протянув сто фунтов, попросили сдачи, настроение погонщика сильно изменилось. Он тут же забыл зачатки английского, сделал круглые глаза и на смеси арабского и навыков игры в «Крокодил» начал нам сообщать, что лошадь очень хочет кушать и поэтому мы договаривались не на 80, а на 250. «Ну ладно, фиг с вами, 200, но не пиастром меньше». Ну вот блин же… Именно это я и читал многократно в интернете. Поразительная способность обосрать все впечатление от такой хорошей поездки.
…И тут, проходящий мимо и явно спешащий по своим делам араб, одетый весьма прилично и с «дипломатом» в руке, остановился, спросил в чем дело, уловил суть проблемы и начал как-то особенно жестко «нагибать» извозчика. Достал визитницу, извлек оттуда какую-то пластиковую карточку, помахал ей перед носом несчастного и начал куда-то названивать по телефону. Нас рядом как будто не существовало вообще! Я осторожно осведомился, мол хорошая ли цена в сто фунтов и можем ли мы уже сказать спасибо и двигаться дальше? Дядька отреагировал в стиле — «а вы кто такие? Не мешайте»….
Мы ушли, а лошадка устало смотрела нам вслед….
Снаружи Библиотека, вернее то, что стоит сейчас на ее месте — впечатления не произвела. Большая территория с постриженной травой и скамеечками, а в центре огромное стекло-каркасное сооружение в стиле «сильно на любителя». Так оказалось, что я даже не сделал ни одной фотографии — не нашел интересного ракурса. Но словосочетание «Александрийская Библиотека» манило чуть ли не сильнее «Галереи Уфицци» или «сикстинской Капеллы», в которых, цитирую: «обязан побывать каждый уважающий себя интеллигент». (Тут sarcasm. Понимающему — достаточно ;)) Итак, мы около касс и узнаем, что вход стоит 70 фунтов, в которые входит часовая экскурсия и не входит посещение музея, оплачиваемое отдельно. И пока мы боремся с внезапно напрыгнувшей коллективной жабой, я звоню нашим друзьям, которые вот-вот должны были выйти из Библиотеки. В процессе разговора выясняется, что экскурсия состоит в основном из википедийных данных — «тогда построена, столько этажей, такой высоты, а камень привезли из Ассуана», фотографировать не дают, ничего «ТАКОГО» не показывают и вообще создается неприятное ощущение, что люди в читальном зале работают, а мы на них глазеем. В общем, если мы еще не купили билеты, то нам следует дождаться друзей, поблагодарить их (и жабу) за сэкономленные деньги и отправиться всем вместе поужинать и отпраздновать это радостное событие. Что мы немедленно и сделали. А завтра нас ожидал железнодорожный вокзал, три часа перестукивания колес и город контрастов — Каир. Но это уже совершенно другая история.
PS: ПостСкриптум же. Как я про него забыл 🙂
В целом, город понравился, но было отведено очень мало времени для его осмотра, а так же было холодно, дождливо и пасмурно, что, конечно же, не сказалось на нашем настроении, а только на фотографиях — местами они серые и плоские. Но мы обязательно учтем наши ошибки и вернемся сюда вновь 🙂
Следующие части:
Каир, день первый
Каир, день второй